Газета выходит с ноября 1967 года, в сети интернет с июля 1996 года
Поиск
Расширенный поиск

Основные рубрики


Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by





Рассылка
E-mail:






12 октября 2017 (четверг) № 41 (12752)
ГлавнаяНовости

Не детский смех

НовостиКультурный код

Выдающийся клоун Армен Асирянц уже выступал в минском цирке несколько лет назад. И тогда поначалу переживал, что наша публика не так бурно, как он привык, реагирует на его репризы. В чем причина, понял только спустя пару дней, когда вышел прогуляться в город и увидел, как ему дают сдачу в магазине, как автомобилист пропус­кает пешеходов… Оказалось, минчане никуда не спешат, живут размеренной жизнью! Конечно, после гастролей в скоростной Центральной Европе клоуну пришлось нелегко. Но вскоре он уловил наш ритм, и его шоу оказалось чуть ли не лучшим во всем представлении. Изменились ли минчане спустя четыре года?

— Я уже успел побывать в театре оперы и балета. Вновь рассматривал людей, внимательно изучал происходящее на сцене. И, простите, но вы, на мой взгляд, нисколько не изменились. Идет спектакль, все очень ровно, актеры профессионально поют, оркестр потрясающий, акустика великолепная… Но взрыва адреналина нет. Пуб­лика спокойна, словно так и надо. Я был в миланской La Scala

и знаю, что это такое, когда зрители аплодируют каж­дые десять минут от драйва происходящего! Может, отчас­ти дело в самой постановке. И все же пульс минских зрителей такой же ровный.

Что касается цирка, то мы стараемся навязать публике свои условия. И здорово, что минчане понимают, куда они идут, готовы принимать наши правила игры. За океаном люди, заплатив деньги за юмор, уже готовы смеяться, а здесь зрителей сначала надо выбить из состояния аморфности. Пока они включатся в репризу, с меня семь потов сойдет. А ведь еще надо никого не обидеть.

— Говорят, что клоунское искусство одно из немногих, не передающихся в цирке по наследству. Учитывая, что хороших клоунов со временем становится все меньше, можно ли сделать вывод, что профессия умирает?

— Ну почему же? Раньше в династиях все передавалось. Просто сейчас этого уже, к сожалению, нет. Я очень переживаю за свою профессию: старые кадры уходят, а молодняка нет. Хотя недавно выпустился Женя Майхровский, внук знаменитого клоуна Мая. По моим ощущениям, этот молодой парень очень талантлив, имеет большое цирковое будущее, если, конечно, не перейдет определенную грань между искусством и ремеслом. К слову, на Западе семейная клоунада как раз развита, но там нет тонкостей в характерах персонажа, да и драматургия отсутствует.

— Однажды вы заметили, что на Западе у артиста не спрашивают, зачем он выходит в манеж. А у нас все еще спрашивают?

— Сегодня цирковой юмор легкий, быстрый, насыщенный гэговой структурой. Как только теряется основа, все превращается в какую-то муть. Что касается вопроса «зачем?», то когда-то он, озвученный преподавателем, меня просто убил. Я сел, задумался: что же я хочу сказать, выходя на манеж? Так просидел полтора месяца. Хорошо, что нашелся другой учитель, который улыбнулся и помог все свалить на философов — пусть они думают! Есть у меня реприза с зонтиком. Я просто стою под дождем на манеже, но мне уютно, мол, я в домике. Но нашлись люди, увидевшие в этом поиск смыс­ла жизни. В общем, вопрос «зачем?» нужно задавать себе тогда, когда публика не смеется.

— Современный цирк уже не тот, что раньше. А какой, на ваш взгляд, манеж будущего?

— Мне обидно, что цирковое искусство ушло в раздел детского. В какой-то момент прокатчики, назовем их так, попытались выжить за счет животных и клоунов. А вы ведь видели мою работу… Я не детский клоун. В советское время и вовсе были вечерние спектакли «14 + », куда приходили взрослые. И как раз в Минске мне нравится то, что в зале очень часто вижу молодые пары. Они просто пришли провести время.

Согласитесь, есть много вещей, которые дети не понимают. Ну как маленькому объяснить, что сделать пятерное сальто и не упасть на голову — это достижение? Детям, по-моему, все равно. Вот ламу увидеть, на слона поглазеть… В моей репризе «Автомобиль (клоун приглашает людей из зала в невидимое авто и дает задания как женщинам, так и мужчинам. — Прим. авт.) ребенок ничего для себя не увидит. Ведь там я изображаю людские пороки, потребности и сущность жизни.

Сегодня многие организаторы цирковых шоу реально пытаются оградить себя от детской аудитории, создавая программы с присущим разве что театру смыслом. И все же, думается, будущее цирка — тот самый дивертисмент, потому что театр театром, но там нет трюка и адреналина.

Армен Асирянц:

— Клоун — это актер, который обязан обладать чувством меры, иметь внутренний камертон для связи с публикой. Ведь на зрителей, пришедших на представление, действуют миллион факторов извне, и задача коверного — собрать всех в единое целое. Чтобы это сделать, у меня есть всего 15 секунд, как только я появляюсь на манеже. Это не я придумал, это классика жанра.

Автор: Владимир ЖДАНОВИЧ
20 Октябрь 2016 / 885  просмотров.