Газета выходит с ноября 1967 года, в сети интернет с июля 1996 года
Поиск
Расширенный поиск

Основные рубрики


Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by





Рассылка
E-mail:






29 марта 2018 (четверг) № 13 (12776)
ГлавнаяНовости

Трамвайный парк

НовостиМинск и минчане

Трамвайный парк


Сегодня мы продолжаем разговор, посвященный истории одного из самых известных мест нашего города — перекрестка пр.Независимости и ул.Козлова, на котором расположена и редакция "ВМ". Здесь, по левой стороне бывшей улицы Варвашени (теперь пр.Машерова), несколько в глубине от перекрестка — территория первого троллейбусного парка Минска. Эта площадка за кирпичным забором в границах пр.Машерова, ул.Красной и дворовых участков зданий по улице Козлова имеет свою историю.

С давних времен на этом месте находился "конский рынок". Обычно здесь шла торговля лошадьми и крупным рогатым скотом, а раз в год, на десятую после Пасхи пятницу, на рынке устраивались ярмарки, так называемые десятины.

Со временем городскому транспорту стали нужны не только лошади. Еще в 1898 году рассматривались предложения по организации в Минске трамвайного движения, но реализация проекта стала возможной только в 1912 году. На территории конского рынка началось строительство трамвайного парка на 14 вагонов и прокладка рельсов в районе Золотой горки для линии Брестский вокзал (в настоящее время район товарной станции) — Комаровка. Строительные работы были прерваны с началом первой мировой войны. К этому времени удалось построить только здание управления. Этот двухэтажный дом из красного кирпича с белыми карнизами и элементами декоративной отделки сохранился до наших дней (дом N 9 по пр.Машерова) и является памятником истории и архитектуры Минска. Сейчас в нем располагаются службы предприятия "Минсктранс".



Территория трамвайного парка


Возобновились работы по организации трамвайного движения в Минске только в 1928 году. Городскими властями и специалистами обсуждался вопрос о целесообразности использования недостроенных в 1914 году сооружений трамвайного парка. В результате был принят к реализации новый проект с размещением под одной крышей депо для обслуживания и ремонта 30 трамвайных вагонов и гаража на 50 автобусов. В двухэтажной части здания должны были размещаться помещения административного и социально-бытового назначения. К сентябрю 1929 года был заложен фундамент здания депо, а трамвайное движение в городе открыли 13 октября 1929 года.

Территория трамвайного парка к 1930 году представляла собой открытую площадку, на которой были проложены трамвайные пути и возвышались столбы-опоры с подвешенным контактным проводом. От угла Советской улицы (ныне проспекта Независимости) просматривались въездные ворота (примерно на том же месте, где находятся и сейчас ворота троллейбусного депо), а за ними — дом барачного типа, в котором размещались столовая и все хозяйственные службы парка. Ремонт и обслуживание трамвайных вагонов проводились под открытым небом и в жару, и в холод — строительство основных производственных помещений парка задерживалось, они начали вводиться в эксплуатацию только в середине 30-х годов.

По городским маршрутам к 1939 году курсировало уже 70 вагонов, но несмотря на это трамвайное движение испытывало большие перегрузки — на каждый вагон приходился миллион пассажиров в год. Работоспособность подвижного состава полностью зависела от труда рабочих и служащих трамвайного парка.



Руины трамвайного парка 1944 г


В последних числах июня 1941 года в связи с бомбардировками немецкой авиацией трамвайное движение в городе было парализовано — разрушено все трамвайное хозяйство, в том числе и парк. Позже в Германию было вывезено много уцелевшего оборудования.

В начале 1943 года немецкие оккупационные власти предприняли попытку частично восстановить трамвайное движение в Минске. К концу лета началось нерегулярное движение по маршруту товарная станция — "выставка" (район парка им. Челюскинцев). Курсировало 3—4 вагона, но вскоре работу трамвая пришлось прекратить из-за сложности обслуживания и ремонта.

Сразу же после освобождения Минска начались работы по восстановлению трамвайного движения. Сделать это было нелегко. Ветераны вспоминают, что трамвайного парка как такового тогда не существовало. Депо представляло собой коробку, едва напоминающую здание. Территория была захламлена битым кирпичом, исковерканным железом, земля перепахана взрывами. Необходимо было хотя бы частично восстановить здание механических мастерских, от которых зависело восстановление всего трамвайного хозяйства и подвижного состава. К зиме сделали временную крышу, забили досками оконные проемы (стекло было в огромном дефиците), установили временные печи-"буржуйки" из металлических бочек. В таких тяжелейших условиях немногочисленный коллектив парка обеспечил к 1 мая 1945 года возможность открыть трамвайное движение по маршруту вокзал — парк Челюскинцев.



Сразу же после освобождения Минска начались работы по восстановлению трамвайного движения


Период 1944—1947 годов был самым тяжелым в работе трамвайного парка. Не хватало людей, а главное — не хватало жилья для рабочих и служащих. Только к 1949 году мало-мальски удалось восстановить парковое хозяйство.

В 1952 году трамвайный парк вынужден был потесниться для приема новых "жильцов" — в Минске была введена первая очередь троллейбусного движения от вокзала до Круглой площади (ныне площадь Победы). Коллектив теперь уже трамвайно-троллейбусного парка с честью выполнял возросший объем работ по ремонту и обслуживанию подвижного состава. К 1956 году парк трамвайных вагонов составлял 122 единицы и 39 единиц троллейбусов. Ярким примером высокого профессионализма в поддержании подвижного состава в рабочем состоянии является факт, отмеченный актом инвентаризации от 29 декабря 1964 года — "из инвентаря были исключены последние 12 устаревших вагонов, в числе которых были выявлены два действующих моторных вагона выпуска... 1907 года".

Все большее развитие в сфере общественного транспорта Минска получала сеть троллейбусных маршрутов, увеличивался парк машин. Многие минчане помнят, как на окружающих трамвайно-троллейбусный парк улицах "ночевали" троллейбусы — для всех места не хватало катастрофически. Такое положение сохранялось до 1967 года, когда вошел в строй новый трамвайный парк на улице Ботанической — троллейбусы-"квартиранты" вытеснили хозяев из их исторического "жилища" в новое, более просторное и благоустроенное.

Но и троллейбусной "братии" в скором времени предстоит освободить историческую территорию — нерационально занимать весьма ценные площади в самом центре города устаревшими производственными постройками, не имеющими архитектурной ценности. А вот как будет использована эта территория в будущем — покажет время. Одним из проектов планируется возвести здесь торгово-развлекательно-деловой центр.



<отступление>Фоторепродукции: "Мiнск незнаемы" 1920—1940, "Воспоминание о городе". История Минска в фотографиях из коллекции Василия Каледы.
Автор: Юрий Жутяев. Фото Ильи Полонского, Валерия Харченко.
26 Август 2005 / 1771  просмотр.