Газета выходит с ноября 1967 года, в сети интернет с июля 1996 года
Поиск
Расширенный поиск

Основные рубрики


Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by





Рассылка
E-mail:






29 марта 2018 (четверг) № 13 (12776)
ГлавнаяНовости

Оперные секреты Виктора Копытько

НовостиКультура

Композитор Виктор Копытько


В его творческом багаже множество крупных произведений, написанных в классическом жанре. Этот белорусский композитор не раз участвовал в различных международных фестивалях, многие его сочинения хорошо знакомы слушателям. 23 октября в Минске состоится премьера оперы “Синяя Борода и его жены”. Накануне с ее автором Виктором Копытько встретилась корреспондент “ВМ”.

— Скажите, как была задумана опера про Синюю Бороду?

— Честно признаюсь, идея была не моя. Создать оперу (кстати, авторское название партитуры — просто “Его Жены”), взяв за основу чеховское “Письмо в редакцию Рауля Синей Бороды”, предложил мне известный российский эссеист и режиссер Юрий Борисов. Именно вместе с ним мы подготовили либретто.

В 1988 году в Ульяновске, ныне Симбирске, должны были открыть оперный театр. Как раз для него, к этому событию, и писалась опера. Планировалось, что ставить ее будет Юрий Борисов. Но театр, к сожалению, не открылся, и благополучно забытая опера пролежала в столе вплоть до недавнего времени.

— Помог счастливый случай?

— Можно сказать и так. Когда-то, давным-давно, Маргарита Николаевна Изворска, нынешний художественный руководитель Белорусской оперы, попросила у меня клавир “Его Жен”. Я думал, что на этом все и закончится, но, как оказалось, ошибся... Некоторое время назад узнаю: какая-то белорусская газета написала, что собираются поставить мою оперу. Если б не Изворска, клавир еще долго мог бы пылиться на полке...

Постановку поручили талантливому режиссеру театра Галине Галковской. Дирижировать будет Вячеслав Волич.

— А чем вас зацепил сюжет?

— Возможностью мгновенных переключений.

Сюжет таков. Есть у Оффенбаха оперетта “Синяя Борода”, ее играют в театре. А сам Синяя Борода этим возмущен, потому что все происходящее на сцене — абсолютное вранье. И вот герой готов поведать зрителям, как все было на самом деле. Потом следует рассказ обо всех его женах и объяснение, почему их никак нельзя было не отравить. Все жены Синей Бороды, так или иначе, имеют отношение к искусству. Первая — музыковед; вторая — прима-балерина; третья — оперная певица; четвертая — немая виолончелистка; пятая — композитор; про шестую жену мы ровным счетом ничего не знаем, она пропущена и у Чехова, и у меня, ее отравили по ошибке; седьмая — опереточная певица. Мы не знаем многих подробностей, но за те 7—10 минут, которые очередная жена пребывает на сцене, я старался рассказать о ней так, чтобы у слушателя создалось впечатление, что он с ней хорошо знаком.

Вот таким образом складывается эта странная фантасмагория: временами смешно, временами не очень. Произведение я посвятил своему сыну Даниилу, который родился как раз в тот год, когда оно было написано.

— “Его Жены” — не единственная ваша опера?

— Да, моя первая — “Девочка, наступившая на хлеб” — была поставлена в 1983 году на Ленинградском телевидении. Ее многократно показывали в России и в Беларуси.

— Конечно же, из множества ваших произведений наверняка есть такие, которые особенно дороги...

— Я очень люблю “Мессу в честь святого Франциска”. Ее премьера состоялась в 1994 году в Нью-Йорке. Еще — цимбальный “Дивертисмент”, которому 30 лет. Также “Машкин дом” и последние по времени создания “Евангельские кантаты”. Из самых популярных мне очень дороги “Библейские Сцены”. Это своего рода сюита в пяти частях, постоянно исполняемая ансамблем “Классик-Авангард”

— Вы написали музыку к огромному количеству спектаклей и фильмов...

— Я всю жизнь работаю в театре и в кино. Мне это нравится: там совсем иное дыхание, иная образность, иной материал и мышление. Доводилось работать с очень талантливыми режиссерами — Георгием Товстоноговым, Валерием Раевским, Владимиром Петкевичем, Шарунасом Бартасом...

— А что пишете сейчас?

— Оперу. Какую — пока секрет...
Автор: Интервью провела Ольга Полякова. Фото Зои Мигуновой.
18 Октябрь 2006 / 1031  просмотр.