Газета выходит с ноября 1967 года, в сети интернет с июля 1996 года
Поиск
Расширенный поиск

Основные рубрики


Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by





Рассылка
E-mail:






29 марта 2018 (четверг) № 13 (12776)
ГлавнаяНовости

Сергей Шило: “Жизнь — все и ничто…”

НовостиСобственной персоной

Афган. Хатынь. Трагедия на ЧАЭС. Война. Люди. Мужчина и женщина. Природа. Экология. Любовь и боль. Жизнь, как она есть, как подтекст холстов-инсталляций Сергея Шило с реликвиями и символами разных эпох. «Я просто пытаюсь открытостью провоцировать открытость, — говорит дизайнер с говорящей фамилией. — Надеюсь, то, чем я занимаюсь, не только меня обогащает, но и моего собеседника. Тогда становится понятным, как простой, примитивный, казалось бы, предмет становится важным, философским, частью нашей памяти».

 


Его называют загадочным и самобытным минским архитектором-концептуалистом. Инженер-энергетик и экономист-менеджер по специальности, член Белорусского союза мастеров народного творчества и Белорусского союза дизайнеров, предприниматель и дизайнер Сергей Шило, не имея за плечами художественного образования, представил уже более 20 своих выставок. Причем не только в Беларуси. Как признается свободный художник (так Сергей себя называет) , он непонятным образом пришел в мир творчества. И это для него как второе рождение. Первая жизнь — человека с тремя высшими образованиями, который прошел от плотника, столяра, мастера, директора фирмы до никого — уже прожита.
— К своему стыду я раньше практически не посещал ни выставок, ни музеев. Единственный раз был в Эрмитаже, но все время просидел в кафе. Но во второй раз уже еду туда осознанно, — рассказывает дизайнер. — Сейчас интересуюсь книгами по искусству, посещаю музеи, выставки. Есть желание учиться искусству.

Его работы ранят сердце. А некоторые производят просто отталкивающее впечатление. Своей оголенной правдой. Ведь война не может быть красивой, она противоестественна человеческой природе, утверждает художник, говоря о работах, посвященных 65-летию Победы. На этой выставке мы и познакомились. Само название «Адлік» говорит о многом. Отсчет. Начало войны. Начало жизни некоторых и смерти миллионов. В качестве инсталляций — подметка немецкого сапога как широкая поступь войны, гильза как выстрел войны, свечи как порох, люди как порох войны, вот рядом путь солдата и путь мирного жителя. Все настоящее, исковерканное и разрушенное самой войной. И даже работы, кажется, пропитаны кровью. И слезами.

— Концептуальная философия. Так я называю свое искусство. Коллекционирование предметов старины — это мое первое увлечение. Тысячу предметов собрал. Подсознательно. Не проходил мимо. Собирал и тогда еще не знал зачем, — рассказывает дизайнер.

Работы Сергея Шило — не обычные экспонаты. Собранные им вещи — это память. И мимо пройти практически невозможно.

— Скажите, а вас самого трогают ваши работы?

— Я, наверное, слишком долго смотрел на эти инсталляции. Привык. Ко всему привыкаешь, даже к смерти. Мне больше интересно, трогает ли мое творчество посетителей. Не все задерживаются в зале с моими работами, большинству надо рассказать — и они становятся «зрячими». Правда, не знаю, увидел бы я сам все это пару лет назад.

Для Сергея каждый предмет индивидуален, как каждый человек. Будь-то икона, несущая в себе выстрел войны, или же разбитая гитара и порванные струны выставке в память Высоцкого) , или же швейная машина «Зингер», ножницы, подковы, сундуки, прялки и многое другое. Он может рассмотреть в предмете время, год. И увидеть то, о чем рассказывает вещь, о какой частичке нашей истории.

— Чем планируете удивить или шокировать в ближайшее время?

— В планах — новые работы-интерпретации, свидетели того, чего мы не знаем, о чем нам нельзя было рассказывать. Также хочу открыть часовню памяти. Как символ памяти. Да, я человек нерелигиозный. Но они верили. Мой отец из сожженных деревень. Дядя — Герой Советского Союза. Это будет символом памяти для тех людей, а для меня это больше. Религия для меня это философия. Также в планах закладка парка Памяти и серия памятных знаков — мини-мемориалов. Ведь та память, которая сегодня есть, для нынешних поколений практически ничего не значит.

— На открытии выставок вы нередко зажигаете свечи, а также поете песни, причем в полной темноте. Почему?

— Потому что песни звучат только в темноте. Поешь-творишь, переживаешь в темноте или с закрытыми глазами. Ты и стих. И все… Это как жизнь — это все и ничто. А насчет свеч, знаете, как в старой легенде: если души улетают, то они становятся звездами. И нам остается только их свет. И все. Больше ничего. Только память.

Автор: Ольга ШМАТ. Фото БелТА.
16 Декабрь 2010 / 3535  просмотров.